Общая информация о тунцовом промысле

История развития тунцового промысла в Мировом океане.

Промысел тропических тунцов широко распространен в Мировом океане и ведется преимущественно в тропических и субтропических водах.

Global tuna purse seiner catch.jpg

Промыслом охвачены все виды тунцов:

длинноперый -- THUNNUS ALALUNGA,

желтоперый -- Тн. ALBACARES,

атлантический -- Тн. ATLANTICUS,

синий -- Тн. THYNNUS,

южный синий -- Тн. MACCOYII,

большеглазый -- Тн. OBESUS,

длиннохвостый -- ТН. TONGGOL,

полосатый -- KATSUWONUS PELAMIS,

2 вида ауксид -- макрелевый -- Auxis THAZHFD и скумбревидный -- A. ROCHEI,

3 вида пятнистых -- EUTHYNNUS ALLETTERATUS, E. AFFINIS, E. LINEATUS.

Тунцовый промысел в промышленных масштабах в мировом океане активно развивается с середины ХХ века. Наибольшее развитие промысел получил после создания в 80-х годах специализированных крупнотоннажных промысловых судов - тунцеловных сейнеров (tuna purse seiners) и ярусных судов (Long liner). Данные суда специализируются на добыче различных видов тунцов:

* тунцеловные сейнера ведут поверхностный промысел тунцов;

* ярусные суда добывают глубоководного тунца с использованием глубоководных ярусов.

Различают несколько видов промышленного тунцового промысла:

* кошельковый промысел. Ведется специализированными сейнерами, оснащенными кошельковыми неводами для поверхностного лова (до 200 метров). Сейнера ориентированы на ведение промысла стайных тунцов - в основном среднего и мелкого желтоперого (Yellowfin tuna) тунца и полосатого (Skipjack) тунца, в больших объемах. Способ заморозки тунцов - рассольный, в чанах до температуры в теле рыбы -25-30°С. Выпускаемая продукция - целые замороженные тунцы, используются в консервном производстве.

Основные методы промысла тропических тунцов:

a.      с использованием объектов, концентрирующих скопления рыб (FAD - fish aggregating device), является основным методом ведения промысла;

b.      на свободно мигрирующие (проходящие) косяки тунцов (free schools catch).

Setting of purse seiner.jpg

* ярусный лов. Ведется специализированными судами - ярусоловами, оснащенными разными глубинными ярусами. Основные виды добываемого тунца - крупный тунец обыкновенный, альбакор, большеглазый тунец, наиболее ценные виды тунца - синий тунец, марлин, мечерылые рыбы. Способ заморозки - азотная шоковая заморозка до температуры - 60ºС. Выпускаемая продукция - охлажденные и замороженные тунцы. Продукция используется в гастрономических целях в ресторанном бизнесе и производстве полуфабрикатов;

* удебный лов.

Основные виды промысла - кошельковый и ярусный.

Большую часть тунца добывают кошельковыми неводами со специализированных сейнеров.

Основное количество действующих тунцеловных судов составляют специализированные суда ярусного лова. На долю тунцеловных сейнеров приходится не более 10% от общего числа промысловых судов, тем не менее, объем тунцов, добываемых сейнерным флотом, составляет до 65% от общего объема добытого тунца.

Годовой объём добычи тунцов в Мировом океане составляет более 4 млн. тонн. При этом более 2,5 млн. тонн тунца добывается крупнотоннажными кошельковыми тунцеловными сейнерами.

Ярусный лов тунца получил широкое распространение в последние десятилетия прошлого века. Это объясняется меньшими затратами на ведение промысла и большой стоимостью продаваемого тунца. Наибольшее количество ярусных судов ведут промысел под флагом Японии, Тайваня, Китая, Индонезии, Испании.


* современное состояние тунцовой промышленности в России;

Российские рыбаки освоили промысел тунца в 80-е года прошлого века и успешно ловили тунцов во всех океанах вплоть до середины 90-х. Последующая фактическая ликвидация российского океанического промысла ударила и по российским тунцеловным флотилиям, сократив число тунцеловных судов с 30 до 7 единиц.

Промысловые суда под флагом СССР начали специализированный промысел тунцов в ЦВА в 80-е годы XX века, с вводом в строй первого БСТ типа «Родина» грузовместимостью 1200 т., построенного в Польше в 1980 г. До 1982 года в Калининградскую базу тралового флота прибыли еще 4 судна этого типа. В этот же период стали поступать средние тунцеловные сейнеры (ССТ) типа «ТИБИЯ» (проект 1348 судостроительного завода «Ленинская кузница» г. Киев), грузовместимостью 250 т. Всего в западный промысловый отряд (г. Калининград) поступило 11 среднетоннажных сейнеров.

Однако, все тунцеловные сейнера вышеназванных проектов уже на стапелях судостроительных заводов безнадежно устарели и соответствовали зарубежным судам 10-15 летней давности.

В конце 80-х годов прошлого века в СССР была принята программа модернизации советского тунцеловного флота, предусматривающая строительство на испанских верфях 10 современных тунцеловных сейнеров типа "Каури". В период 1991-1993 г.г. сейнера были сданы в эксплуатацию и направлены для ведения промысла в Атлантический и Индийский океаны.

В начале 90-х годов СССР располагал довольно большим тунцеловным флотом, в состав которого входили до 30 крупных и средних тунцеловных сейнеров, большие тунцеловные базы, осуществлявших промысел тунцов во всех океанах.

В Атлантическом океане промысел тунцов осуществлялся в экваториальной части Центрально-Восточной Атлантике и в Гвинейском заливе. Активно велся промысел тунцов в Индийском и Тихом океанах дальневосточной тунцеловной флотилией, которая насчитывала 13 крупнотоннажных тунцеловных сейнеров, в т.ч. 7 современных сейнеров испанской постройки.

С развалом СССР прекратилось и развитие российского тунцового промысла. Был прекращен российский тунцовый промысел в Индийском и Тихом океанах. В начале 90-х годов прошлого века все российские крупнотоннажные тунцеловные сейнера были проданы иностранным компаниям и с 1992 лишь 7 ССТ, принадлежащих ОАО «Атланттралфлот» (п. Калининград), продолжали вести промысел под российским флагом в Атлантическом океане.

В настоящее время последние российские тунцеловные сейнеры, ввиду технического и морального износа, не могут вести эффективный промысел, а для сохранения российской квоты (промыслового усилия) на добычу тропических тунцов в Атлантике необходима срочная замена существующего флота.

По сравнению с европейскими странами и США, где тунец является основной потребляемой рыбой, потребление тунца в России незначительно, но имеет постоянную тенденцию к увеличению. В условиях отсутствия поставок тунца от российских рыбодобывающих компаний, российские перерабатывающие предприятия, производящие консервы из тунца, находятся в полной сырьевой зависимости от поставок сырья от иностранных компаний. Большинство консервированной продукции из тунца, потребляемой в России, производится компаниями Юго-Восточной Азии, которые рассматривают российский рынок как один из наиболее перспективных.

* тенденции развития мировой тунцовой промышленности.

В период становления промышленной добычи тунца в середине XX века, тунцовый бизнес был четко разделен на добывающие компании и компании, занимающиеся его переработкой.

В 80-е годы прошлого века наметилась тенденция объединения двух составляющих тунцового бизнеса - добычи и переработки, в вертикально-интегрированные холдинги с полностью замкнутым циклом производства. Так были созданы крупнейшие международные компании - "THAI UNION GROUP","Calvo Group", "DongWon Industries", "Albacora Group", "Bolton Group", "JACCAR" и др., владеющие крупнотоннажным тунцеловным флотом и береговыми перерабатывающими заводами, широко известными торговыми брендами продукции из тунца.

Это холдинговые структуры, в состав которых входят тунцеловные, транспортные, перерабатывающие компании. Наличие в холдинговой структуре тунцеловной компании является одним из важнейших факторов успешного развития бизнеса. Наиболее интересен опыт развития кластерных рыбохозяйственных групп "JACCAR", "Fong Kuo Fishery Group", имеющих в своём составе судостроительные компании, обеспечивающие тунцеловные подразделения группы высокоэффективными промысловыми судами.

Такая кооперация позволяет существенно повысить рентабельность компаний, их капитализацию и инвестиционную привлекательность, минимизировать сырьевые риски, активно влиять на международный рынок.