Новостная лента

Инвестиционный календарь мировой тунцовой индустрии.

В мировой практике инвестирования в рыбодобывающую отрасль, инвестиции в тунцовую индустрию являются одними из наиболее прибыльных, экономически обоснованными и надёжными.

2013 год отмечен повышенным интересом к тунцовой индустрии, как объекту для капитальных вложений, со стороны многих инвестиционных фондов.

Февраль-март 2013 г.

Республики Габон. Инвестиционная Компания "Ireland Blyth Limited" (Маврикий) заключила соглашение о государственно-частном партнёрстве с правительством Республики Габон в области развития рыболовства. Сумма инвестиций составит 100 млн. Евро.

Август 2013 г.

КНР. Объявлено о строительстве крупнейшей в Китае промышленной зоны по переработке тунцов в г. Жунчэн (провинция Шаньдун). Объём инвестиций составит 180 млн. $USA. Более 80 млн. $USA будет инвестировано в строительство завода по глубокой переработке тунца с низкотемпературным замораживанием продукции (-60°С) производительностью 15 тыс. тонн в год. Остальные 100 млн. $USA пойдут на строительство двух холодильников для сырья на 40 000 тонн; завода по производству консервированного тунца и других, связанных с ними объектов, площадью 20 000 м².

Сентябрь 2013 г.

Республики Мозамбик. Государственное агентство Республики Мозамбик выпустило облигационный заём на сумму 850 млн. $USA для финансирования программы развития тунцовой индустрии, включая строительство 24 тунцеловных судов, 6 патрульных катеров и объектов береговой инфраструктуры. Финансирующими сторонами выступили "Credit Suisse Group" и "VTB Capital plc". Cрок размещения облигаций - 7 лет, доходность 8,5%. Для реализации программы создана компания Empresa Mocambicana de Atum SA (EMATUM) со 100% государственным участием. Первоначальный объём выпуска облигаций составлял 500 млн. $USA, но в процессе размещения спрос существенно превысил предложение и окончательный объём выпуска облигаций был увеличен до 850 млн. $USA.

Декабрь 2013 г.

Строительство тунцеловного флота.

За период 2012-2013 г.г. существенно увеличилось количество заказов на строительство тунцеловных судов.

Испания.

По состоянию на декабрь месяц судостроительными компаниями осуществляется строительство 12 крупнотоннажных сейнеров, в т.ч.:

* По заказам испанских тунцеловных компаний - 5 сейнеров;

* По заказам мексиканских компаний - 7 сейнеров.

Франция.

Размещён заказ на строительство 24 тунцеловных судов (по госпрограмме развития тунцовой индустрии Республики Мозамбик).

Страны Юго-Восточной Азии.

Судостроительными компаниями Вьетнама, Тайваня, Кореи, КНР ведётся строительство 45 тунцеловных кошельковых сейнеров.

NEW!

Февраль 2014 г.

03.02.2014 г. Европарламент принял программу прямого субсидирования затрат по замене главных двигателей на рыбопромысловых судах стран ЕС.

Согласно принятому решению, субсидирование будет осуществляться за счёт 6,7 млрд. Евро, выделяемых Европарламентом на программу развития рыбохозяйственного сектора ЕС. Субсидии будут выделяться на полное покрытие затрат по замене главных двигателей рыбопромысловых судов, при этом:

- владельцы судов длиной до 12 метров будет получать помощь при замене двигателей аналогичной мощности;

- владельцы судов длиной 12-18 метров - при условии снижения мощности новых двигателей на 20%;

- владельцы судов длиной более 18 метров получат финансирование при сокращении мощности новых двигателей на 30%.

Комментарии Фонда.

При инновационном подходе к развитию рыболовства, который широко применяется в развитых рыбодобывающих странах, в т.ч. улучшение гидро и аэродинамических свойств корпуса судна, конструкций судовых винтов и т.п., снижение мощности главных двигателей будет компенсировано улучшением мореходных качеств рыбопромысловых судов.

При этом европейские машиностроительные концерны, такие как Wärtsilä, будут гарантированно обеспечены многочисленными заказами и, даже при желании российских рыбаков купить главный двигатель, российские заказы будут исполнены далеко не сразу.

Новости Фонда

20.12.2013 г.

Фонд «Марлин» принял активное участие в обсуждении вопросов развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области.

18 декабря Комитет по сельскому хозяйству Калининградской Областной Думы провел заседание круглого стола по проблемам развития рыбохозяйственного комплекса региона и развития океанического рыболовства в Калининградской области.

В заседании круглого стола приняли участие руководитель регионального Агентства по рыболовству С. Ершов, представители территориального управления Росрыболовства, представители рыбопромышленных компаний, научно-исследовательских учреждений, общественных организаций, ветераны рыбохозяйственного комплекса.

Руководство Фонда «Марлин» приняло активное участие в подготовке и проведении круглого стола, в ходе которого Управляющий Фондом Владимир Еремеев выступил с докладом о проекте возрождения отечественного тунцового промысла в Атлантическом океане и создании рыбопромышленного кластера тунцовой индустрии на территории Калининградской области. В ходе доклада был сделан акцент:

- на необходимости развития отечественного океанического рыболовства с целью расширения ресурсной базы российского рыбохозяйственного комплекса;

- на целесообразности возрождения тунцового промысла, как одного из наиболее высокорентабельных видов океанического промысла, обладающего высокой инвестиционной привлекательностью;

- на существующую угрозу потери российской квоты на добычу тропических тунцов в Атлантическом океане, установленную для России Международной комиссией по сохранению атлантических тунцов (ICCAT) и обострение международной борьбы за распределение запасов тунцов в Мировом океане.

Просмотр информации о проведении круглого стола см. по ссылке http://kaliningraddaily.com/industry/rybolovstvo/2013122016934

29.01.2014

К заседанию круглого стола в Аналитическом Центре при Правительстве Российской Федерации "Проблемы и перспективы повышения объёмов доставки уловов на территорию России".

30.01.2014 г. в здании Аналитического Центра при Правительстве РФ состоится круглый стол по проблеме повышения объёмов доставки уловов с морских промыслов на территорию РФ.

Фондом «Марлин» подготовлены предложения для обсуждения в ходе круглого стола, включая меры налогового, компенсационного, нетарифного стимулирования, в т.ч.:

a. снятие ограничений по средней численности работников за налоговый период (в н. вр. для компаний, применяющих ЕСХН, не более 300 человек) для рыбодобывающих компаний, осуществляющих океанический промысел и доставляющих не менее 50% улова на территорию РФ для дальнейшей переработки;

b. компенсацию из Федерального бюджета:

- части затрат на приобретение топлива для компаний, осуществляющих океанический промысел и доставляющих не менее 50% улова на территорию РФ для дальнейшей переработки;

- части затрат рыбодобывающих компаний на приобретение коммерческих лицензий/уплату роялти на промысел водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств;

- части расходов по доставке уловов рыбодобывающих компаний, осуществляющих океанический промысел, на территорию РФ.

c. введение исключительного права поставок рыбопродукции российского производства для нужд государственных и муниципальных организаций и ведомств, в т.ч. для медицинских, общеобразовательных и дошкольных учреждений.

d. разработку государственных программ:

- по популяризации рыбной продукции и расширению внутреннего рынка потребления качественной рыбной продукции;

- строительства океанического рыбопромыслового флота с использованием форм и методов государственного финансирования, механизмов ГЧП, средств ФНБ, предусматривающей обязательство поставки судовладельцами не менее 50% улова в течение 5 лет на внутренний рынок РФ.

Фонд в прессе

03.02.2014 г.

Журнал «Рыба и морепродукты». "Приоритет российских рыбаков на Мировой Океан уплывает в Китай и другие страны".

Беседа обозревателя журнала Анны Горновой с Управляющим Фондом «Марлин» Владимиром Еремеевым о перспективах развития российского океанического промысла в условиях обострения конкурентной борьбы за распределение ресурсов Мирового океана.

"Борьба ведущих рыбодобывающих государств за распределение водных биоресурсов Мирового океана, об обострении которой в последнее время так много говорилось, вступает в решающую стадию. И, к сожалению, без участия России. При этом уже обозначились лидеры этой гонки -- Китай и Евросоюз..."

Полный текст беседы см. в электронной версии журнала "Рыба и морепродукты" http://www.fish-seafood.ru/news/detail.php?ID=91296

03.03.2014

"Fishnet" - портал рыбной отрасли.

Статья Управляющего Фондом «Марлин» В. Еремеева. Статья посвящена активному развитию океанического рыбопромыслового флота Китая и Евросоюза, методам поддержки, оказываемой активному освоению водных биоресурсов Мирового океана иностранными рыбодобывающими флотами со стороны государства, на фоне практически отсутствующего российского флота в основных промысловых районах Мирового океана и внятной государственной политики по развитию океанического промысла.

Российский океанический промысел: задача успеть в «последний вагон»! / 3 марта 2014 11:29

«...В последнее время благодаря активной позиции Росрыболовства заключаются межправительственные соглашения со странами, пока ещё располагающими «свободными» морскими биоресурсами, отстояли российскую квоту на добычу рыбы в Южной части Тихого океана. А вот чем будут освоены эти квоты - пока не понятно. К сожалению, в основном, они не подкреплены присутствием российских судов на промысле в этих районах. А, как известно, «свято место пусто не бывает» и выделенные России по этим соглашениям ресурсы завтра будут осваивать суда под другими флагами...»

Полный текст статьи см. http://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/38443.html

30.04.2014 г. Промысел тропических тунцов в Тихом океане - у России появился шанс.

Как известно, промысел тунцов является одним из наиболее рентабельных и востребованных в мире видов океанического промысла. К промыслу тунцов стремятся приобщиться многие страны, но не у всех это получается.

Ранее в своих публикациях специалисты Фонда Марлин достаточно подробно останавливались на привлекательности тунцового промысла и истории его развития в России, которая насчитывает более 35 лет. Несмотря на столь внушительный срок Россия, являясь одной из родоначальниц промышленного лова тунцов, внёсшая огромный вклад по изучению их запасов в Мировом океане, в настоящее время является полноправным членом лишь одной из пяти международных конвенций, управляющих запасами тунцов в Мировом океане, а именно Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT).

К моменту развала СССР, страна имела мощный тунцеловных флот - более 20 специализированных судов. Тунцеловные флотилии работали в Атлантике, Индийском и Тихом океане. В начале 90-х годов, по заказу ещё Правительства СССР, в Испании были построены и сданы в эксплуатацию 10 новейших тунцеловных сейнеров типа "Каури". Причем именно эти тунцеловные сейнера составляли основу экспедиций в Индийском и Тихом океане. Последний раз эти сейнера под российским флагом были отмечены на промысле в обоих океанах в 1995 г., после чего они «растворились» в собственности иностранных тунцеловных компаний.

Примечательно, что ещё в 1993 г. была создана Комиссия по управлению запасами тунцов в Индийском океане (IOTC), в члены которой сразу же вступили все заинтересованные страны, ведущие промысел. Но, несмотря на широко применяемый в международной практике принцип устойчивости и преемственности рыболовства (у нас - исторический принцип), России (по непонятным причинам) в числе участников Конвенции не оказалось. Страна потеряла права ведения промысла тунцов в Индийском океане, впрочем, так же, как и сами сейнера. А ведь это второй по продуктивности промысловый район в Мировом океане.

В том же 1995 году прекращен промысел тунцов в Западной и Центральной части Тихого океана, являющегося наиболее богатым промысловым районом. Комиссия по управлению запасами тунцов в этой части Тихого океана (WCPFC) создана только в 2004 г., но вступить в неё и получить квоты на добычу тунцов крайне затруднительно из-за позиции островных стран Тихого океана. Трудно, но можно.

И шанс у России появился в этом году. И появился он благодаря сотрудничеству дальневосточной судоходной компании ЗАО «АЙС РИФЕР СЕРВИС» и Фонда восстановления и развития тунцового промысла «Марлин».

В феврале 2014 г. руководство компании обратилось в Фонд «Марлин» с просьбой оказать консультационную помощь в вопросе организации грузовых перевозок тунца в Центральной части Тихого океана в зоне действия конвенции WCPFC. Поскольку все операции с тунцом в зоне действия Конвенции производятся под жёстким контролем, такие перевозки могут осуществлять только суда, включённые в соответствующий судовой реестр Комиссии.

Специалисты Фонда, постоянно осуществляющие мониторинг деятельности всех тунцовых Комиссий в Мировом океане и располагающие постоянно обновляющимися базами данных, сформулировали соответствующие рекомендации, и уже в марте этого года рефрижераторное судно компании было включено во Временный Реестр грузовых и бункерных судов WCPFC, которым разрешены грузовые операции в зоне ответственности Комиссии.

Казалось бы, какой интерес для России во всем этом. Интерес прямой, дающий шанс попасть в члены тихоокеанской Комиссии и возродить тунцовый промысел в Тихом океане.

Всё дело в том, что страны, не являющиеся членами Комиссии, но чьи грузовые и бункеровочные суда, несущие флаг страны, участвуют в грузовых операциях, обеспечивающих тунцовый промысел в зоне действия WCPFC, имеют право подать заявку в Секретариат Комиссии о придании статуса «сотрудничающей страны - не члена Комиссии».

Конечно, данный статус не даёт право пользоваться всеми правами и полномочиями члена Комиссии, но открывает дверь непосредственно для страны к участию в деятельности Комиссии самого продуктивного промыслового района Мирового океана, а уж как страна воспользуется представившимся, благодаря инициативе частной компании и некоммерческой организации, шансом, зависеть будет и от государственных органов.

Со своей стороны, Фонд «Марлин» заявляет, что и далее готов оказывать любую возможную помощь всем заинтересованным лицам в возрождении и развитии российского тунцового промысла.

11.06.2014 г.

Журнал «Рыба и морепродукты» № 1-2 (65) 2014. "Будет ли в России эффективный инструмент в борьбе с рыбными «рантье» и Национальный план по управлению промысловыми мощностями?".

Беседа обозревателя журнала Анны Горновой с Управляющим Фондом «Марлин» Владимиром Еремеевым о необходимости введения дополнительных мер регулирования промысловой деятельности - промысловая мощность и промысловое усилие, как основы механизма борьбы с «рыбными рантье» и повышения эффективности использования выделяемых квот.

«....В основу российского законодательства должен быть положен принцип эффективного использования выделяемого государственного ресурса и организация промысла на принципах ответственного рыболовства. Для этого в Закон о рыболовстве необходимо в срочном порядке вводить понятия «промысловая мощность» и «промысловое усилие».

В настоящее время у нас квоты закрепляются за юридическими лицами, вне зависимости от наличия и качества флота, а за рубежом квота закрепляется за промысловым судном. При этом рассчитывается промысловая мощность каждого судна и промысловое усилие для групп судов.

Существуют методики расчётов этих видов регулирования промысла, но, к сожалению, у нас они до сих пор почему-то не рассматриваются. А это - основа предусмотрительного подхода к использованию водных биоресурсов и рациональному распределению квот между пользователями, эффективный инструмент в борьбе с рыбными «рантье».

... При заключении договора закрепления квот рассчитывается промысловая мощность компании. Квоты закрепляются в соответствии с рассчитанной промысловой мощностью компании, а также наличия у компании реальных планов по развитию собственного промыслового флота. В случае невыполнения планов квоты сокращаются и приводятся в соответствие с фактической промысловой мощностью компании.

Такой механизм будет служить стимулом для развития рыбодобывающих компаний и инструментом контроля за эффективным использованием государственного ресурса в виде выделенных квот. Создав такой механизм распределения, государство в лице Росрыболовства, может оперативно перераспределять квоты на вылов ВБР между пользователями, поощряя развитие наиболее эффективных компаний и создавая резерв для наделения квотами новых игроков.»

Полный текст статьи см. http://www.fish-seafood.ru/magazine/archive/detail.php?ID=92029

В электронной версии журнала стр. 44-45.

25 июня 2014 г. Фонд Марлин принял участие в работе круглого стола в Аналитическом Центре при Правительстве РФ.

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации прошёл круглый стол на тему: «Введение экономических санкций и ограничений в отношении России: оценка последствий для отечественного агропромышленного комплекса».

Руководитель Московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова приняла участие в работе экспертного совета.

В своём выступлении представитель Фонда отметила, что в целях сокращения импорта одной из первоочередных мер на внутреннем рынке должно стать гарантирование закупок рыбопродукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд у российских производителей.

«Последствия введения санкций в первую очередь могут отразиться на программах модернизации флота и обострении борьбы за распределение природных ресурсов. Одна из основных причин - быстрое старение и выбытие из эксплуатации рыбопромыслового флота. Катастрофическое старение и выбытие флота приведёт к уменьшению количества российских рыбодобывающих судов на промысле непосредственно в ИЭЗ РФ и снижению объёмов вылова. Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. определёно, что "если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова" (ст. 62 Конвенции). А это означает, что в недалёкой перспективе большинство ресурсов, выловленных в ИЭЗ РФ, будут вывозиться за рубеж и о насыщении российского рынка качественной "дикой" рыбой и обеспечении продовольственной безопасности страны говорить не придется.

...... Отсутствие российского океанического флота во многих продуктивных промысловых районах обусловлено отсутствием в России необходимого количества современного рыбодобывающего океанического специализированного флота, что в ближайшей перспективе приведёт к потере существующих квот на добычу ценных объектов промысла в Мировом океане и сокращению ресурсной базы рыбохозяйственного комплекса страны.»

Отчёты о заседании круглого стола Аналитического Центра при Правительстве РФ в отраслевых средствах массой информации см. здесь http://www.fishnet.ru/news/rynok/41159.html

http://fishretail.ru/news/v-sluchae-embargo-v-rossii-budet-defitsit-ribi-326

http://www.agronews.ru/news/detail/134174/

http://foodmarkets.ru/news/topic/15548

http://www.yarmarka.net/news/news.asp?id=83275

http://www.product.ru/news.asp?ID=90078

http://primamedia.ru/news/economics/01.07.2014/368568/postavschiki-ribi-v-atr-mogut-ostavit-rossiyu-bez-prodovolstviya-v-sluchae-embargo.html

17.09.2014 г.

Информационный портал о продовольствии ПРОДMAG.

Статья Руководителя Московского Представительства Фонда «Марлин» Анны Горновой. «Санкции показали реальную картину в рыбном секторе»

О влиянии экономических санкций на внутренний рынок рыбы и морепродуктов рассказала руководитель московского представительства Фонда «Марлин» Анна Горнова.

«15 сентября в рамках ежегодного Продовольственного Форума WorldFoodMoscow прошла конференция «Российская рыбопереработка в условиях эмбарго». На сегодняшний день отечественный рынок недополучил около 450 тыс. тонн зарубежной рыбы. По мнению представителей рыбацкого сообщества, роста цен на рыбопродукцию не избежать. В зоне риска, прежде всего, охлаждённый лосось, сельдь, скумбрия, крабовые палочки.

Санкции показали реальную картину в рыбном секторе. Отчётливо проявились причины неизбежного роста цен на рыбную продукцию в нашей стране, стране, богатой своими морями и океанами. Что же это за причины? Во-первых, в нынешних экономических и правовых условиях промысловики не заинтересованы загружать перерабатывающие производства. Соответственно переработчики вынуждены закупать сырьё у иностранцев. Выяснилось, что наши переработчики хотят закупать уже подготовленные полуфабрикаты и готовое филе, чего им не предоставляют отечественные рыбаки...

...Во-вторых, призыв вести дальневосточную рыбу на внутренний рынок столкнулся с проблемой нехватки подвижного состава, которого у нас с каждым годом становится всё меньше. Новых рефконтейнеров и рефсекций не производиться у нас с начала 90-х годов. Транспортно-рефрижераторный флот у нас тоже не обновляется. Отсюда и неподъёмные для производителей ж/д тарифы, транспортная составляющая, которая делает рыбу «золотой»...

...Мы - единственная страна в мире, которая взымает со своих рыбаков плату за рыбный ресурс, т.е. за ещё не выловленную рыбу, находящуюся в воде....

....То, что всё отечественное современное судостроение, судоремонт и промысловое оборудование в части рыбопромыслового флота зависимы от импорта практически на 90% было понятно ещё до введения санкций.

Такие факторы как множество посредников между производителями и потребителями, дорогой входной билет в сети тоже не в пользу рядового покупателя....

...И цены сразу же пустились в рост. Без кардинальных изменений по этим основным перечисленным составляющим, удерживать цены ни у кого не получится. Покупательская способность падает, цены на услуги растут, рыба становится «золотой»...»

Полный текст статьи см. по ссылке http://prodmagazin.ru/2014/09/17/sanktsii-pokazali-realnuyu-kartinu-v-ryibnom-sektore/

NEWS!!!

Январь 2015 г.

В Генуе (Италия) прошла 19 специальная сессия Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT).

Помимо традиционно обсуждаемых приоритетных вопросов, связанных с управлением запасами атлантического синего тунца, большое внимание было уделено проблемам, связанным с регулированием промысла тропических тунцов.

По результатам сессии принято три рекомендации, связанные напрямую с промыслом тропических тунцов и управлением их запасами в зоне ответственности Комиссии:

- Рекомендация № 14-01 «О многолетней программе сохранения и управления запасами тропических тунцов»

- Рекомендация № 14-02 «Рекомендация ICCAT, связанная с реализацией программы мечения тропического тунца в Атлантическом океане (AOTTP)";

- Рекомендация № 14-03 «Рекомендация ICCAT о создании специальной рабочей группы по вопросам устройств агрегирования рыбы - FISH AGGREGATING DEVICES (FADs)».

Все эти рекомендации являются частью подготовительной работы по разработке и принятию Плана управления промысловыми мощностями в зоне ответственности ICCAT.

Резолюция по разработке национальных и региональных Планов была принята Советом FAO в 2000 году, согласно которой все государства и международные региональные управляющие рыболовные организации обязаны разработать и принять к реализации Национальные и Региональные Планы по управлению промысловыми мощностями.

Особый интерес для Российской Федерации представляет рекомендация № 14-01, согласно которой:

- распространено действие Многолетней программы по управлению запасами тропических тунцов на наиболее распространённый вид - полосовых тунцов (Skipjack tuna);

- введены новые требования к порядку ведения отчётности, промысловым и судовым документам;

- ужесточёны требования к совершению промысловых операций с использованием FADs;

- внесены дополнения в порядок регистрации тунцеловных сейнеров в специализированном судовом реестре ICCAT;

- другие важные вопросы, связанные с промыслом тропических тунцов.

Принятие ICCAT Плана по управлению промысловыми мощностями является важным этапом регулирования промысла тунцов в Атлантике. Результатом принятия такого Плана будет ограничение промысловой мощности тунцеловного сейнерного флота и переход от регулирования промысловой деятельности на основе предельного общего уровня промыслового усилия к непосредственно расчётной промысловой мощности всего сейнерного флота.

Примером может служить План по управления промысловыми мощностями сейнерного флота в зоне ответственности INTER-AMERICAN TROPICAL TUNA COMMISSION (IATTC), принятый в 2005 г. и установивший предельный объём морозильных трюмов для тунцеловного сейнерного флота на уровне 158 тыс. метров кубических.

С перечнем и текстом Рекомендаций, принятых на 19 специальной сессии ICCAT в 2015 г., можно ознакомиться на сайте Комиссии http://www.iccat.int/Documents/Recs/7312-14_ENG.PDF.

Более подробно с проблемой управления промысловыми мощностями можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Тунцовый промысел и индустрия» (Проблема управления мощностями).

26.05.2015 г. Международные позиции российских рыбаков рассмотрит Правительственная комиссия.

28 мая в повестке заседания Правительственной Комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов будет обсуждаться вопросы развития международного сотрудничества и расширении присутствия российского флота в конвенционных районах и открытой части Мирового океана.

Необходимость активизации российского рыбопромыслового флота в конвенционных районах Мирового океана и ИЭЗ иностранных государств подчёркнута в Комплексной программе участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности, принятой распоряжением Правительства РФ от 18.10.2010 г. № 1806-р.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования возможностей международного сотрудничества для роста эффективности и конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции на внутреннем и внешних рынках, а также на обеспечение продовольственной безопасности страны.

По истечении почти пяти лет с момента принятия Программы присутствие российского рыбодобывающего флота в Мировом океане практически не увеличилось.

В конвенционных районах и открытой части Мирового океана в 2014 г. вылов составил всего 211,1 тыс. тонн, что составляет менее 5% от общего вылова всех видов ВБР российскими рыбаками. В основном - это палтус, треска, скумбрия, путассу, сельдь, морские окуни (НЕАФК, НАФО), ставрида, скумбрия (ЮВТО), клыкач (АНТКОМ). Практически не облавливаются многие виды ценных видов водных биоресурсов, в т.ч. тропические тунцы.

Между тем практически все развитые рыбодобывающие страны усиливают своё присутствие в Мировом океане, за биоресурсы которого ведётся ожесточённая борьба.

Всё больше конвенционных организаций активно разрабатывают региональные Планы по управлению промысловыми мощностями, принятие которых окончательно закрепит основные объёмы биоресурсов за активными пользователями.

Анализ мер по разработке конвенционными региональными организациями Планов по управлению промысловыми мощностями, проведённый специалистами Фонда «Марлин», позволяет прогнозировать сроки принятия таких Планов в течение ближайших 2-3 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что для принятия мер по сохранению квот на добычу биоресурсов в конвенционных районах, доставшихся РФ по наследству от СССР и в настоящее время не используемых, осталось не более 2 лет.

В сложившихся условиях очевидна необходимость принятия мер государственной поддержки проектов по развитию океанических видов промысла в отдалённых районах Мирового океана.

Надеемся, что вопросы развития российского океанического промысла будут обсуждаться на заседании Правкомиссии в числе приоритетных.

http://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/49353.html

18.05.2016 г. Предложения Фонда восстановления и развития тунцового промысла «Марлин» о внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следующие изменения:

1. В главе 1.

А) В статье 1.

Дополнить пунктом 10-2 следующего содержания.

Океаническое рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов за пределами двухсот мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в международных конвенционных районах и открытых районах Мирового Океана

Дополнить пунктом 22 следующего содержания.

Международный конвенционный район рыболовства (далее - конвенционный район) - промысловый район Мирового Океана за пределами двухсот мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, покрытый международным конвенционным соглашением в области рыболовства и рыбного хозяйства, в котором осуществляется рыболовство государствами - участниками данного соглашения согласно правилам рыболовства, установленным этим соглашением.

Дополнить пунктом 23 следующего содержания.

Открытый район Мирового Океана (далее - открытый район) - часть Мирового Океана за пределами двухсот мильной исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, непокрытая международными конвенционными соглашениями в области рыболовства и рыбного хозяйства, где действует принцип свободы открытого моря согласно конвенции ООН по морскому праву (от 10.12.1982).

2) в главе 2

Б) Дополнить статьей 11.1 следующего содержания:

«11.1. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в сфере рыболовства.

1. Государственная поддержка может оказываться путем:

а) предоставления лицам, реализующих инвестиционные проекты в области океанического рыболовства и осуществляющим океаническое рыболовство в районах действия международных конвенционных соглашений в отдалённых районах Мирового океана (зоны ответственности международных рыболовных конвенционных организаций - ICCAT, NAFO, АНТКОМ и др.):

i. субсидий на покупку судового топлива, при условии поставки не менее 50% уловов на российские рыбоперерабатывающие предприятия.

ii. применение льготного режима налогообложения в виде полного освобождения от налога на прибыль и имущество в течение первых 5 лет реализации инвестиционного проекта и 50% снижения ставки по указанным налогам в течение следующих 5 лет,

Перечень международных конвенционных районов, ведению промысла в которых оказывается государственная поддержка, а также порядок субсидирования части затрат на покупку топлива, определяется Правительством Российской Федерации по представлению Федерального агентства по рыболовству;

б) предоставления льготного режима налогообложения для российских финансовых организаций и/или инвестиционных фондов, участвующих в финансировании инвестиционных проектов, направленных на развитие российского океанического промысла в международных конвенционных районах и отдалённых районах Мирового океана (distant-water fishing (DWF)), в виде снижения ставки по налогу на прибыль на 50% от доходов, полученных от финансирования таких проектов - на весь период участия в их финансировании;

г) предоставления льготного режима налогообложения в виде снижения ставки по налогу на прибыль на 50% для российских судостроительных компаний, осуществляющих строительство океанического рыбопромыслового флота (deep water fleet) - на всё время участия в строительстве таких судов;

д) освобождения от уплаты налогов на прибыль, на имущество и на землю российских юридических лиц, осуществляющих строительство судостроительных верфей, специализирующихся на строительстве рыбопромысловых судов - в течение первых 5 лет строительства и эксплуатации верфи и 50% снижение ставок по указанным налогам в течение следующих 5 лет;

е) освобождения от уплаты импортных пошлин при ввозе на территорию РФ оборудования, аналоги которого не выпускаются в РФ, используемого для оборудования рыбопромысловых судов, а также при импорте оборудования для строительства и реконструкции судов, оснащении сверхнизкими температурными морозильниками, в том числе тунцеловных кошельковых сейнеров, ярусных и др. судов;

ж) применения ускоренной амортизации для основных средств - рыбодобывающих судов рыбопромысловых компаний, осуществляющих океаническое рыболовство в международных конвенционных районах и отдалённых районах Мирового океана.

3) в главе 3

В) Статью 16 изложить в следующей редакции

Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство;

2) океаническое рыболовство;

3) прибрежное рыболовство;

4) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

5) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

6) рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

7) любительское и спортивное рыболовство;

8) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Управляющий Фондом

В. Еремеев